Site icon Истории из жизни

Искусство в экзотических декорациях: 8 небанальных арт-направлений

Искусство живет не только в музейных стенах, но и в более оригинальных, порой даже экзотических декорациях.

Сады Мажорель, Марракеш, Марокко

В 1919 году французский художник-ориенталист Жак Мажорель приехал в Марокко и купил участок земли в окрестностях Марракеша. Он заказал постройку студии в стиле ар-деко, а вокруг нее заложил ботанический сад. На создание сада ушло более четырех десятилетий: Мажорель заказывал образцы растений со всего света. Стены студии он выкрасил ярко-синими красками (смальта, синий кобальт), позднее художник даже зарегистрировал этот цвет как «синий Мажореля» (Majorelle Blue).

В 1962 году Мажорель умер, и сады на несколько лет пришли в запустение — до тех пор, пока в 1980 году виллу не купили Ив Сен-Лоран и его партнер Пьер Берже, очарованные этим местом. Лоран и Берже постепенно восстановили территорию и вдохнули в сад новую жизнь. Они превратили мастерскую Мажореля в музей берберов — коренного населения Марокко, — а в главном здании виллы останавливались во время визитов в Марракеш. После смерти Ива Сен-Лорана Пьер рассеял его прах в розарии сада Мажорель и установил памятник в честь великого модельера.

Сейчас сады Мажорель — одна из самых популярных достопримечательностей Марракеша. В парке можно найти флору с пяти континентов, тут разбита бамбуковая роща; в окружении кактусов и бугенвиллий виднеются фонтаны и беседки. В Музее берберской культуры представлены северо-африканские ткани из личного собрания Ива Сен-Лорана, берберские костюмы, украшения и предметы быта, а также полотна Жака Мажореля.

В 2017 году рядом с садами в специально построенном современном здании, отделанном розовым гранитом, открылся музей Ива Сен-Лорана. В нем представлены творческие шедевры, которые охватывают 40-летнюю карьеру модельера с 1962 года до его выхода на пенсию в 2002 году, а также проходят временные выставки.

Остров Наосима, Япония

На небольшой остров Наосима во Внутреннем Японском море путешественники отправляются за удивительным миксом из современной архитектуры, музеев и арт-инсталляций в окружении первозданной природы. Превращение небольшого удаленного острова, природные и человеческие ресурсы которого были исчерпаны добычей меди, в оазис «качественного бытия» (так переводится слово benesse) — заслуга владельца издательского бизнеса Фукутакэ Соитиро.

Остров Наосима, Япония

Getty Images

Getty Images

Getty Images

Создание уникального заповедника искусства и модернистской архитектуры началось в 1986 году. По задумке Соитиро, Benesse Art Site Naoshima — это попытка создать абсолютно новую форму восприятия пространства и опыта путем объединения элементов современного искусства и архитектуры с красотой природы.

На территории острова расположено несколько арт-институций, спроектированных выдающимся японским архитектором Тадао Андо, и множество произведений искусства. Здесь находятся музей Benesse House с первоклассной коллекцией, где можно остановиться на ночь; проект Art House Project, в рамках которого художники превращают старые дома в новые «произведения искусства»; Подземный музей (Chichu Art Museum), в постоянной экспозиции которого выставлены работы Клода Моне, Джеймса Таррелла и Уолтера Де Мария. Еще один музей острова — Lee Ufan Museum — посвящен корейскому художнику, который в 1960-е годы создавал экспрессивные абстрактные работы, а затем обратился к минимализму и мистике. Сейчас Ли Уфан — признанный мастер монументальных инсталляций из камней и стальных блоков.

Один из символов острова — установленная на пирсе желтая тыква знаменитой японской художницы Яёи Кусамы. Также на Наосиме можно найти работы Цая Гоцяна, Су Фудзимото, Цуеси Одзавы, Христо и Жанны-Клод, Александра Колдера и других известных художников.

Институт Иньотим, Бразилия

Парк современного искусства Иньотим (Inhotim) находится в нескольких часах езды от Рио-де-Жанейро, на территории тропического леса. Это самый большой центр современного искусства под открытым небом в Латинской Америке. Магнат Бернардо Пас вложил целое состояние в развитие и процветание комплекса, в котором искусство и природа дополняют друг друга. Ботанический сад, искусственные озера, галереи и арт-объекты под открытым небом привлекают ценителей искусства со всего мира.

Институт Иньотим, Бразилия

Getty Images

Getty Images

Getty Images

Getty Images

В коллекции комплекса Иньотим представлены работы всемирно известных художников, среди которых Яёи Кусама, Крис Берден, Олафур Элиассон и многие другие. Арт-объекты затеряны в чаще, выставлены в галереях и даже под землей. Произведения искусства могут выглядывать из-за тропических кустов, как работа Криса Бердена «Падающие лучи», или плавать в пруду, как «Сад нарциссов» Яёи Кусамы.

«Звуковой павильон» Дуга Эйткена был создан в 2009 году и состоит из круглого здания из матового стекла на вершине холма, где также расположен колодец. Последний спускается на глубину 200 метров, и с его дна микрофоны передают звуки Земли, которые затем усиливаются и воспроизводятся в прямом эфире в галерее выше.

«Комната растительности» Кристины Иглесиас представляет собой куб из полированной нержавеющей стали, отражающий окружающий лес. Посетители проскальзывают в расщелины, где стены облеплены листвой, входя в лабиринт внутри лабиринта; в центр куба периодически устремляются потоки воды.

Город Марфа, Техас, США

Несмотря на более чем скромные размеры и население менее 2000 человек, городок Марфа в штате Техас имеет солидную репутацию среди арт-энтузиастов. Известность городу принес художник-минималист Дональд Джадд, переехавший сюда из Нью-Йорка в 1970-х. До этого, во время Второй мировой войны, в Марфе располагалась военная база и аэродром, но после окончания войны городок опустел.

Город Марфа, Техас, США

Getty Images

Getty Images

Getty Images

Getty Images

Дональд Джадд оказался в Марфе случайно, проездом, но неожиданно влюбился в это место. Он называл Марфу замершим во времени городом-призраком и считал, что именно здесь можно увидеть настоящий Техас. Джадд плодотворно работал в Марфе, а в 1986 году основал здесь музей Chinati Foundation и постепенно заполнил город и прилегающую территорию своими масштабными скульптурными формами, а также творениями приезжавших к нему в гости друзей­-художников — Джона Чемберле­на, Дэна Флавина, Карла Андре и других. Коллекция музея продолжила пополняться и после смерти Джадда; например, одной из недавно заказанных музеем работ стала инсталляция Роберта Ирвина untitled (dawn to dusk), созданная в 2016 году.

Chinati Foundation — не единственная арт-институция Марфы: здесь также есть центр современного искусства Ballroom Marfa и несколько галерей. А еще одной знаковой достопримечательностью города стала инсталляция Майкла Элмгрина и Ингара Драгсе­та Prada Marfa — псевдобутик миланского бренда, установлен­ный посреди пустыни.

Галерейный квартал Alserkal Avenue, Дубай, ОАЭ

В 2007 году на месте старого промышленного района Дубая Аль-Куоз (Al Quoz) среди заводов и складов возник район современного искусства Alserkal Avenue. Инициатором создания арт-квартала стал один из представителей известной в стране семьи Альсеркаль, владельцев группы компаний, заведующих водными ресурсами Дубая и электричеством, они же — главные местные покровители искусств, неоднократно премированные за свою благотворительную деятельность, члены региональных советов British Museum, Solomon R. Guggenheim и Tate.

Многочисленные галереи на Альсеркаль-авеню превратили индустриальный район в главный художественный центр ОАЭ. Помимо таких известных галерей, как Carbon 12 Dubai, Isabelle Van den Eynde Gallery и Green, здесь разместился первый первый в стране артхаусный кинотеатр, детский центр Wisdom Warehouse, а также множество ресторанов и кафе.

Здесь же, в Альсеркале, находится и первый на Ближнем Востоке частный музей современного искусства Salsali Private Museum. В 2011 году его открыл страстный коллекционер Рамин Салсали. В собрании музея сегодня около тысячи произведений искусства, как созданных художниками с Ближнего Востока, так и отобранных по всему миру. А совсем недавно, в 2017 году, на территории арт-квартала Alserkal Avenue открылось выставочное пространство Concrete, перестроенное Ремом Колхасом из старого склада в изысканный зал-трансформер. Это первая работа бюро OMA в ОАЭ.

В этом же районе находится студия Satellite — альтернативное арт-пространство, предлагающее местным, региональным и иностранным художникам возможности и условия для работы и творчества. Другой ключевой резидент района — агентство The Fridge, специализирующееся на организации развлекательных мероприятий с местными музыкантами и артистами.

Мексиканский мурализм, Мехико, Мексика

В столице Мексики расположено множество музеев и галерей, а также образцов интересной архитектуры, среди которых особенно выделяются здания авторства Луиса Баррагана. Однако не менее интересны образцы уникального локального художественного течения — мексиканского мурализма. Это направление монументальной живописи, развивавшееся в Мексике в 1920–1970-х годах, было вдохновлено идеализмом мексиканской революции и стремилось подчеркнуть коренную культуру страны. Фрески были как правило эпическими по масштабу и выполнялись в общественных местах — театрах, музеях и правительственных зданиях.

Возглавляли движение художники так называемой «большой тройки»: Диего Ривера, Хосе Клементе Ороско и Давид Альфаро Сикейрос. Работы всех троих можно найти во Дворце изящных искусств (Palacio de Bellas Artes), в том числе репродукцию знаменитой фрески Диего Риверы «Человек на распутье». Здесь же можно увидеть несколько фресок Руфино Тамайо — еще одного значительного представителя мексиканского мурализма.

Еще одна точка с большим количеством фресок — кампус Национального автономного университета Мексики (Universidad Nacional Autónoma de México, UNAM), где стены академических корпусов были расписаны Сикейросом, Хуаном О’Горманом и другими художниками-муралистами. Также достойные внимания муралы можно найти в Национальном дворце, Национальном музее антропологии, Музее фрески Диего Риверы, Министерстве народного образования, рынке Абелардо Родригес и культурном центре Полифорум Сикейрос.

Музей старого и нового искусства (MONA), Тасмания, Австралия

Музей старого и нового искусства (Museum of Old and New Art, MONA) — крупнейшая в Южном полушарии частная коллекция античных древностей и образцов современного искусства, собранных миллионером и меценатом Дэвидом Уолшем.

Страстный любитель искусства и коллекционер, Уолш сколотил состояние на тотализаторах и в 2001 году основал в Тасмании Музей древностей, где выставил египетские мумии, монеты и другие реликвии. В 2007 году он решил расширить музей, и за время четырехлетней реконструкции к комплексу были добавлены четыре новых корпуса, в которых разместилась экспозиция из полутора тысяч работ современных художников со всего мира. В частности, там находятся произведения Дэмиена Херста и Жана-Мишеля Баскии. Общая стоимость размещенной в музее коллекции оценивается в 100 миллионов долларов.

Павильоны представляют собой здания с запутанной планировкой, в которой неподготовленному туристу легко заблудиться, а основная экспозиция размещена в подземных галереях без естественного освещения. Многие экспонаты могут показаться эксцентричными и даже скандальными — впрочем, именно такой была задумка Уолша.

Одним из центральных экспонатов в коллекции стала сделанная из 1620 отдельных элементов 50-метровая «Змея» австралийского художника Сиднея Нолана, которая занимает отдельную изогнутую стену. В экспозицию также включены инсталляция итальянца Янниса Кунеллиса из семи гниющих коровьих туш и новая версия «Клоаки» бельгийца Вима Дельвуа, которая моделирует пищеварительный процесс человека со всеми подробностями. По словам Уолша, он хотел создать «провокационный Диснейленд для взрослых», и, пожалуй, ему это удалось.

Сады Моне в Живерни, Франция

Сложно найти человека, который бы никогда не видел знаменитые кувшинки Клода Моне — в музеях или хотя бы на репродукциях, — но далеко не все знают, что их можно увидеть и вживую — в саду, созданном художником в местечке Живерни, где он провел последние 40 лет своей жизни. Из Парижа в Живерни можно съездить одним днем. Дом, где жил художник с семьей, открыт для посещения. Но самое интересное здесь — это сад, где все выглядит практически так же, как на картинах Моне.

Моне жил в Живерни с 1883 года до своей смерти в 1926-м. Он обратил внимание на эту местность, проезжая мимо деревни на поезде, а вскоре решил туда переехать и снял дом с участком земли, который выкупил полностью в 1890 году. Возле дома с его знаменитым розовым кирпичным фасадом художник разбил прекрасный сад с арками из вьющихся растений, цветниками из глициний и азалий, прудом с водяными лилиями и мостиками в японском стиле. В пруду были высажены нимфеи разных сортов, а по берегам — плакучие ивы, бамбук, ирисы, рододендроны и розы. Кстати, на создание сада именно в японском стиле художника вдохновила одна из японских гравюр, которые он коллекционировал.

Навещавшие Моне друзья-импрессионисты — Матисс, Сезанн, Ренуар, Писсарро — знали о его увлечении садом и привозили ему редкие растения. Клод Моне постоянно черпал вдохновение в своем саду и написал здесь многие свои картины, в том числе знаменитую серию «Кувшинки».

Еще одна точка притяжения в Живерни — небольшой музей с первоклассной коллекцией работ импрессионистов. А неподалеку находится церковь и кладбище, где похоронен Моне.

Источник

Exit mobile version