Интервью с четой артистов было больше похоже на спектакль: временами мы с фотографом едва не катались по полу от смеха (жаль, в печатном варианте этой атмосферы не передать), а спустя несколько минут переглядывались, недоумевая, или вовсе прятали глаза.
Одно слово — актеры. Они и дома порой играют. Задаешь серьезный вопрос, а в ответ получаешь хохму, анекдот; пытаясь подстроиться, начинаешь шутить, а они вдруг превращаются в саму серьезность.
То говорят друг другу комплименты, то ни с того ни с сего взрываются, и так становится неловко… В общем, кто из супругов какую роль играет в этой пьесе, вы без труда разберетесь сами.
АиФ.ру вспоминает «постановку», которую осуществили экспромтом для журналистов Михаил Боярский и Лариса Луппиан. Спектакль начинается. Занавес!
Детство и юность
Лариса родилась 26 января 1953 г. в Ташкенте. Отец девочки был потомком дворян с эстонскими и немецкими корнями. Предки с фамилией Луппиан приехали в Россию во время правления Екатерины Второй. Фамилия девочки в переводе с латыни означает – тихий волк.
Мать Ларисы была наполовину русской, наполовину полячкой. Дедушка Ларисы преподавал в военном училище, бабушка смотрела за детьми генерала, выполняла обязанности няни. Мать была врачом по профессии. Детство девочка помнит смутно. Из-за частых ссор родители несколько раз расставались.
Мама с Ларисой переехали в город Чирчик. Там Лариса провела детские годы, ходила в детский сад, гуляла с мамой по городу, ходила на занятия в кружки. Отец не принимал участия в воспитании ребенка. В детском саду Лариса играла в сценках, на Новый год сыграла роль Снегурочки.
Через 7 лет родители Ларисы помирились, сошлись. Лариса вновь переезжает жить в Ташкент, идет в первый класс. Во втором классе красоту девочки заметила группа, снимавшая картину возле школы.
Ларису пригласили поучаствовать в съемках фильма «Ты не сирота». Девочке довелось сыграть сироту, которую взяли на усыновление. Роль была воплощена ребенком «на ура».
В школе Лариса посещала драматический кружок. Увлечение театром подтолкнуло девушку на поступление в театральный вуз. В 1970 г. Ларису с первого тура зачисляют в Ленинградский институт театра, музыки и кино.
Училась она на курсе у Игоря Петровича Владимирова. Спустя 4 года успешного обучения Лариса стала востребованной актрисой театра.
Лучшая роль актера, которая прославила его на многие поколения
ГОДЫ УЧЕБЫ
Желание стать актрисой пришло к Ларисе рано. В 9 лет девочка сыграла героиню-ровесницу Дзидру в художественном фильме «Ты – не сирота». Это фильм об узбекском кузнеце, усыновившем во время Великой Отечественной войны 14 сирот.
Отец актрисы — наполовину немец, наполовину эстонец, наследник дворянского рода, причем сохранился даже семейный герб этого рода. Сама же фамилия переводится с латыни как «тихий волк»
Ларисе Луппиан настолько понравилось выходить на съемочную площадку, что в 1970 году, после получения школьного аттестата, девушка отправилась в Ленинград, стала студенткой знаменитого ЛГИТМиК и попала на курс Игоря Владимирова.
Театр
Годы учебы на курсе Владимирова позволили актрисе набраться опыта, не отрываясь от учебного процесса. Курс Ларисы был организован при театре Ленсовета.
Студентов привлекали к работе в массовке, доверяли мелкие поручения, давали возможность выходить на сцену, смотреть на репетиции со стороны, чинить реквизит, латать костюмы.
К первокурсникам только присматривались, со второго курса многим студентам давали значимые роли. Ларисе посчастливилось сыграть роль Даниэль в постановке «Двери хлопают». После окончания вуза девушку пригласили в труппу родного театра. Карьера Ларисы начала стремительно развиваться.
Значимые роли Луппиан сыграла в постановках:
- «Трубадур и его друзья».
- «Старший сын».
- «Прошлым летом в Чулимске».
- «Трехгрошовая опера».
Карьера Ларисы внезапно прервалась из-за постоянных стычек с режиссером театра. В 1986 г. девушке пришлось сменить театр. Она устала терпеть унижения от режиссера, идти на уступки, угождать.
Долгих 6 лет Игорь Владимиров намеренно не давал актрисе главных ролей. Луппиан постоянно давали третьесортные роли, которые мог сыграть второкурсник. Женщина никогда не скандалила, тихо ушла в другой театр. Ларису взяли в труппу театра имени Ленинского комсомола.
В годы натянутых отношений с режиссером Лариса была замужем за популярным артистом Боярским. Девушка предполагает, что из-за славы мужа ей мстили, с намерением испортить карьеру.
Зависть многих артистов театра была явной, они постоянно нашептывали режиссеру гадости за спиной Ларисы. Жена Боярского 3 года играла в театре имени Ленинского комсомола. Владимиров неожиданно осознал значимую потерю в театре.
7 лет семейной жизни
Он пригласил Ларису вернуться в театр Ленсовета. После долгих размышлений Лариса вернулась в любимую труппу. Большой успех имели театральные постановки с участием Ларисы, такие как:
«Газовый свет».
«Ты и только ты».
«Любовь до гроба».
«Трамвай «Желание».
«Интимная жизнь».
Поговорив по душам, они решили расстаться
— Как можно сосуществовать в таком несогласии друг с другом?
Лариса: Вообще, мы друг друга не понимаем: мы просто любим. И живем параллельно. Вот вам кажется, что эта сахарница красная, а для меня она зеленая. Так же у нас с Мишей: мы совершенно разные люди.
Ему кажется, что я такая-рассякая, а мне кажется, что он такой. Но мы не можем друг от друга оторваться… Не знаю, мне он нравится. Он меня все время под себя пытается подмять, а я все еще сопротивляюсь.
Михаил: Я тебе еще дам возможность посопротивляться, был бы толк в сопротивлении. Зачем тебе это нужно?
Лариса: Миш, ну, по-моему, сейчас я уже полностью в тебе растворилась. Ты, например, хочешь, чтобы я не работала, и тут же говоришь, что не зарабатываю денег. А я считаю, что женщина должна работать.
Михаил: Категорических условий я никогда не ставил, хотя это бессмысленная роскошь, которая для семьи ничего не значит.
Лариса: Да, я хочу роскошествовать, правда, отчасти он прав: в антрепризе мы играем один спектакль и получаем за него деньги, на которые можем жить, а в государственном театре я имею оклад, на который прожить невозможно, зато там много играю.
Алиса Фрейндлих и Лариса Луппиан в спектакле по пьесе Мишеля Фермо «Двери хлопают», 1976 г. Фото: РИА Новости/ Борис Кауфман
Михаил: Борьба противоположностей у нас, конечно, существует.
Лариса: У нас много общих взглядов: вообще на жизнь (чужую), на искусство. Разнятся взгляды только на семейную жизнь.
— Другие на вашем месте уже давным-давно бы развелись.
Михаил: Да мы тоже как-то посидели на кухне, бутылку коньяка выпили, я и говорю: Ну что, нам пора расставаться? — Да, Миш, пора. — Ну все, прощай! — Прощай! Отошел от дома метров двести, постоял на мосту: а куда я иду, пойду-ка обратно… Пришел.
Она: вернулся? Ну и правильно. Но уходил-то навсегда! У нас даже ссоры не было: это мы по душам поговорили и с легким сердцем решили расстаться. Без конфликтов нет примирения, а без примирения нет жизни, скучно.
— Вы с самого начала совместной жизни любили так поговорить по душам, или эта привычка пришла с годами? Как происходила притирка?
Михаил: Да мы как-то над этим не задумывались: что такое притирка? Поначалу я эксплуатировал квартиру, которую Лариса снимала: оставался там ночевать, всячески это скрывая (она была студенткой, могли в театр сообщить).
Когда театр дал ей комнату, я уже туда по-хозяйски входил, хотя соседи и фыркали: вроде не муж и жена. Это все был наш коммунальный опыт. Даже когда родился Сережа, мы еще какое-то время жили в коммуналке у Ларисиной мамы на Невском, и только потом театр нам выделил однокомнатную квартиру.
У нас всегда было море друзей, которые расходились к четырем утра, и мы вдруг обнаруживали, что женаты. Это был сумасшедший дом, я жалею, что он исчез: пили, гуляли, не считали денег, потому что их не было.
— На что же пили?
Михаил: Да господи, это разве проблема? Тогда и вино было подешевле.
Лариса: Мы как-то никогда особенно не страдали от безденежья. Жарили пельмени, покупали двухлитровую бутылку «Гамзы» за четыре рубля, и больше ничего не нужно было.
— «Три мушкетера» все перевернули? Слава, деньги… Именно после этого фильма, видимо, у многих сложилось впечатление, что вы донжуан и в жизни. Что говорить: поклонницы едва не стрелялись из-за вас, ложились под вашу машину…
Михаил: Мне приятно, что меня называют машиной… (Ждет ответной реакции, и мы с фотографом взрываемся). Наверное, что-то происходило, и Ларка, конечно, была свидетельницей всего и могла закатывать скандалы, когда приходило письмо: у меня от вас ребенок. Но когда таких писем 300! В общем, алиби полное.
Кино
В киноиндустрии актриса не столь известна, однако значимые роли у Ларисы есть. Фильмография Ларисы Луппиан довольно внушительная. Актриса часто появлялась в фильмах советского периода, в современных фильмах и сериалах.
Каждая роль актрисы была значимой, но главных ролей у Луппиан мало. В России актриса получила больше признания за театральную работу, чем за роли в кино. После выхода фильма «Поздняя встреча» девушка ожидала популярности, любви телезрителей.
Вопреки надеждам актрисы фильм пришелся зрителю не по вкусу. Он получил призвание спустя много лет, когда слава Ларисе уже не была нужна. В 1999 г. Лариса Луппиан удостоилась звания Народной артистки России.
ФИЛЬМОГРАФИЯ
1962 — «Ты не сирота»
1979 — «Поздняя встреча» («Срочно требуются седые волосы»)
1984 — «Букет мимозы и другие цветы»
1987 — «Мой боевой расчет»
1992 — «Мушкетеры двадцать лет спустя»
1994 — «Глухарь»
1999 — «Плачу вперед!»
2002 — «Интимная жизнь»
2004 — «Улицы разбитых фонарей-6»
2005 — «Тайны следствия»
2005 — «Своя чужая жизнь»
2006—2007 — «Гончие»
2007 — «Ирония судьбы. Продолжение»
2009 — «Слово женщине»
2009 — «Браво, Лауренсия!»
Личная жизнь
Михаил Боярский не был любовью актрисы с первого взгляда. Они познакомились в студенческие годы, однако юноша не понравился девушке. Он учился на параллельном курсе, носил уникальную прическу «наголо», ходил в обнимку с девушкой модельной внешности.
Луппиан долгое время относилась к Боярскому с презрением. Судьба вновь свела актеров после окончания учебы в театре Ленсовета. Актеры играли в постановке «Трубадур и его друзья».
Девушка посмотрела на Михаила с другой стороны, такого она его не знала. Боярский оказался умным, глубоким человеком, способным заинтересовать девушку. Весельчак, душа компании, он понравился Ларисе, благодаря искрометным шуткам, обаянию, харизме.
Хрупкая дюймовочка была нежной, беззащитной. Боярскому захотелось стать ее опорой. Он долго ухаживал за актрисой, постепенно отношения вышли на новый уровень. Тогда влюбленные сыграли свадьбу.
Брак нельзя назвать счастливым, однако в жизни актеров были хорошие и печальные моменты. У Михаила и Ларисы родилось двое детей – Сергей и Елизавета.
Сын стал экономистом, музыка для него – хобби. В свободное время Сергей пишет музыку, играет на гитаре, поет. Боярский младший занимает пост депутата Госдумы. Елизавета пошла по стопам родителей, став известной актрисой. В детстве девочка мечтала стать журналистом, но гены победили.
Ходят слухи, что актриса не могла вынести чрезмерной популярности мужа. Она устраивала скандалы, уходила из дома, подавала на развод.
С 1985 по 2009 г. звездная пара была разведена официально, однако проживала под одной крышей. Скандалы никогда не выносились из дома. В интервью актеры всегда говорили, что у них все отлично.
Боярский сетует, что жена пожертвовала карьерой ради семьи. Она отказывалась от ролей ради воспитания детей. Лариса не согласна с мнением мужа, считая, что он ей льстит. Актриса признает невостребованность в кинематографе, жалеет об упущенных годах.
Она хотела бы сниматься в кино, получать главные роли, но на постоянной основе приглашают популярных актеров, интересных зрителям.
Женщина долгое время была в декрете, воспитывала детей. Интерес зрителей к ее персоне угас. Актриса утверждает, что с мужем Михаилом у нее никогда не было проблем.
Он скребся в дверь, и она ему открывала
— Несмотря на волосатость, наглость и нетрезвость, вы, однако, умудрялись красиво ухаживать за Ларисой…
Михаил: Я любил делать подарки, мог забраться в окно или ночью убежать из армии и прийти к ней, встретить ее после спектакля с шампанским и бокалами на подносе, приехать в тот город, где она на гастролях и не ждет меня.
Вот с ее стороны таких подвигов не наблюдалось. Вероятно, она была по-другому воспитана… Я ухаживал за ней, как за нежным существом, — Лариса была мне симпатична своей беззащитностью — и думал: да что же, ее ведь сожрут в этом мире!
Лариса: Миша был очень яркий, обаятельный, красивый, мне казалось, интереснее его никого нет. Он и в армии-то практически не служил: все время провел у меня в квартире, с длинными волосами ходил…
Михаил: Это ей так кажется. Повкалывай там, кирпичи поразгружай!.. Вся страна спала спокойно, пока я северо-западные границы охранял, ни одного финна не пропустил, а они ползли стаями.
Вот и поговори с женщиной, как запомнила, а! Всего-то было 17 мгновений весны, но она запомнила их в основном, а в те будни, которые так любит, я там пахал.
Лариса: Мишины подарки всегда были непредсказуемы: он мог подарить мне елку. И до сих пор любит сюрпризы: это, видимо, в крови. Не знаю, передаст ли он это своему сыну… Мне уже точно не передаст, я не люблю делать сюрпризы.
Михаил: Она всегда мне на день рождения дарит шнурки, зубную пасту, носки. А я прихожу: вот ключи, машина стоит под окном, а она и не догадывается. Квартиру так подарил…
Лариса: На дачу меня привез, когда уже все было готово. Я, конечно, знала, что она строится, но, когда он однажды попытался со мной посоветоваться и через 15 минут возникла ссора, сказал: все, советы закончились, когда дострою — поедешь.
— Вы ведь так уже много лет живете?
Михаил: И не говорите! Сам удивляюсь. Я же безумно сопротивлялся. Мне было 26 лет, я вообще не собирался жениться, потому что очень боялся потерять свободу.
Но, так как осознанная необходимость все время вела меня домой к Ларисе, то сломался: что со штампом, что без штампа… Хотя без штампа веселее, вроде есть какая-то лазейка.
Лариса: Я же поняла, что хочу за него замуж, очень скоро, и через полгода начала на это работать.
— Вот тут начинается самое интересное: ну-ка, ну-ка, как девушки, желающие выйти замуж, должны на это работать?
Лариса: Вначале я это делала незаметно, а потом стала ставить условия: либо женишься, либо — до свидания. И «до свиданий» было очень много: 4 года морочил голову, не хотел жениться. Ужасный человек!
Честно говоря, я неправильно себя вела: надо было сделать так, чтобы он валялся у меня в ногах и умолял выйти за него замуж, быть более твердой. Но не могла: я его так любила! И, когда он скребся в дверь, как кошка, открывала…
— Почему вы считаете, что женщина должна строить из себя снежную королеву и делать вид, что ей все равно? Может, все-таки, когда любишь, нужно говорить об этом?
Лариса: Мужчина должен завоевать женщину. А у нас я его завоевала и за это очень сильно поплатилась. Ну чем? Избаловала его: он и чаю себе не нальет, ничего…
Михаил: Не стирает, не готовит…
Лариса: Ничего вообще! Конечно, деньги приносит…
Михаил: Нет, что она несет?! (срываясь на крик) А что тогда ты будешь делать, завоевательница, амазонка?
Лариса: Нет, ну мне, конечно, повезло, что он зарабатывает. Если б еще не зарабатывал!..
Михаил: Если я сдохну, она сдохнет тут же! Ни секунды не проживет! Вот если наоборот, — не дай бог — ничего бы не изменилось, ну тосковал бы…
Лариса: К сожалению, у нас сложилось такое отношение к женщине-домашней хозяйке (хотя я не являюсь таковой), что она вообще не человек. Если муж зарабатывает, он бог и царь, а женщина, которая вырастила двух детей, родила, выносила их по девять месяцев каждого…
Михаил: (кричит, перебивая жену, так, что ничего понять невозможно) А я что, не воспитывал?! В плавании, что ли, был?! Почему ты думаешь, что ты их вырастила, обучила?! Как же ты так можешь?
Лариса: Нет, ты сейчас говоришь, что, если я умру, ничего не изменится.
Михаил: Вы без скорлупы, как белок и желток: у вас же нет формы, а вы этого не понимаете, потому что я вас не посвящаю в свои тайны, каким образом содержу, охраняю. Вы можете говорить с Америкой, Германией сколько угодно, а я знаю, как нужно распределить силы и средства, чтобы все было в порядке.
Поехать в Москву на машине — едем куда хотим, не задумываясь: хватит бензина — не хватит. Пойдем купим костюм — пойдем купим, кольцо золотое — пусть будет кольцо…
А у меня компьютер работает! Ты же не будешь рассчитывать, на чем сэкономить, нет, но ты ведь хотела оставить квартиру без ремонта. Ей главное — это ничего не трогать.
Лариса: Мише повезло: я абсолютно равнодушна к вещам, нарядам, бриллиантам, лишь бы был достаток, я не капризная женщина.
Михаил: Потому что у тебя все есть: и подарки, и шубы, и машины, и путешествия. Честь мне и хвала, что ты в этом не нуждаешься.
Но ее легче расстрелять, чем, скажем, заставить переставить мебель, ей все равно, какой в квартире свет, главное, чтобы самый дешевый. Если вместо света есть свечи, уже можно жить. А уж заплатить за стоянку машины для нее равносильно потере месячной зарплаты.
Лариса: Я неприхотлива, но, что касается стоянки, считаю, это просто возмутительно: как можно за нее платить?!
Михаил: Абсолютно с ней не согласен, все, что она говорит, — это ложь.
Интересные факты
Луппиан долгое время занималась озвучиванием фильмов, была телеведущей передачи «Театральный бинокль».
Актриса сама «сделала предложение» Михаилу Боярскому, хотя он не торопился звать девушку замуж.
В семейной жизни Ларисы и Михаила был тяжелый период расставания. После выхода фильма «Три мушкетера» Боярский утонул в славе и вине. Актер увлекся алкоголем, попал в больницу с панкреатитом. Луппиан устала от постоянных пьянок, подала на развод. После переосмысления ситуации Боярским пара помирилась.
Актриса ненавидит публичность, не любит появляться на светских мероприятиях, неохотно общается с прессой. Развод Боярского и Луппиан носил фиктивный характер. Супруги развелись из-за квартирного вопроса, после решения которого вновь поженились.
Лариса Луппиан сегодня
На сегодняшний день Лариса Луппиан продолжает играть в театре, задействована во многих постановках. Уже 10 лет актриса не снимается в кино.
В 2021 г. Ларисе поступило интересное предложение – стать художественным руководителем родного театра. Глава города подписал назначение Луппиан на новую должность, чему актриса была чрезвычайно рада.
Лариса собирается провести масштабные перестановки в театральной труппе, обновить афишу, вернуть старую публику, привлечь новую, пригласить молодых талантливых режиссеров. В зрелом возрасте Луппиан реализовалась больше, чем в молодости. У актрисы остается время на семью, воспитание внуков, на творчество.