Помните красавицу Пистимею из многосерийного фильма «Тени исчезают в полдень»? Поразила трагичная судьба одной из самых красивых советских актрис Александры Завьяловой, сыгравшей эту роль.
Александра родилась в селе Титовка Тамбовской области 4 февраля 1936 года. Закончив Ленинградский театральный институт им. А.Н. Островского в 1958 году, работала по распределению в Брестском драматическом театре.
Первую роль сыграла у самого Александра Зархи в производственной драме «Люди на мосту» (премьера фильма состоялась 9 января 1960 года).
Роль Лены получилась яркой и эмоциональной, актриса пронзительно показала экранную судьбы девушки с детдомовским прошлым. Александра, окрылённая успехом, после этого не мыслила себя без кино и в Брест из Москвы не вернулась.
Благодаря удачному старту актриса была нарасхват. В том же году на экраны выходит картина Владимира Герасимова «Песня о Кольцове» — биография прекрасного русского поэта 19 века Алексея Кольцова. Завьялова — в одной из главных ролей (крепостная девушка Дуня).
Завершают 1960 год фильм Юрия Карасика «Ждите писем» о стройке в Сибири и «Хлеб и розы» Фёдора Филиппова.
Последний повествовал о создании коммуны в алтайской степи, Александра играла красавицу Любашу, дочь местного кулака.
А в 1961 году зрители смотрят картину «Алёшкина любовь» (режиссёры Георгий Щукин и Семён Туманов). Успех чрезвычайный!
Робкий геолог Алёшка, которого играл Леонид Быков, влюблён в задорную Зину-стрелочницу, в роли которой блеснула Завьялова.
Да-да, снова главная роль в этой прелестной лирической комедии! На небосклоне кинематографа засияла новая звёздочка.
В 1963 году Александра вышла замуж за художника Дмитрия Бучкина, переехала в Ленинград, и в том же году у пары родилась дочь Татьяна.
В 1964 году случилась история, в результате которой актриса познакомилась с КГБ. Она летела из Москвы в Одессу на съёмки фильма «Одиночество» и разговорилась в самолёте с американским бизнесменом. Случайно оказались в одной гостинице, сходили в ресторан, заглянули к нему в люкс…
Их роман был прерван КГБ-шниками, пригласившими Александру на разговор. Вернувшись домой, Завьялова сама всё выложила мужу, и они развелись.
А на работу сообщили про американца, актрису вызвал к себе директор «Ленфильма» и рассказал, что чекисты пасут бизнесмена, поскольку он шпион, а она попала к ним «под прицел».
Был у красавицы-актрисы и роман с режиссёром Резо Эсадзе, снявшим её в главных ролях в своих фильмах «Фро» в 1964 году и «Четыре страницы одной молодой жизни» в 1967 году.
В отличие от мягкого и податливого Бучкина Эсадзе, по словам Александры, изводил её ревностью и вообще был деспотом.
Делал ей предложение руки и сердца, как утверждала Александра, но она не приняла предложения, опасаясь властности характера Резо.
Завьялова снялась в нескольких проходных фильмах до 1971 года, и, наконец, вышел семисерийный фильм, в котором её роль снова была заметной.
А сама картина получилась очень успешной — «Тени исчезают в полдень» (режиссёры Владимир Краснопольский и Валерий Усков).
Съёмки продолжались три года, начавшись в 1969. Александра, как и другие актёры, «старела» вместе со своей героиней. В первой серии она играла 17-летнюю девушку, а в последней — старушку 70-ти лет.
Вот как писала об этой роли кинокритик Татьяна Москвина:
Пистимея. Бывшая богачка, потом монахиня, лютая врагиня советской власти. Классическая злодейка мелодрамы, так-то оно так, но зритель живо почувствовал масштаб и непростоту героини.
Ведь на стороне Пистимеи — образы старого мира: иконы, свечи, святые слова, крепость семьи и строгость нрава. Ведь в ней, как в лесном скиту, живёт древняя русская сила.
Это суровое прекрасное лицо каждым своим тревожным появлением на каком-нибудь советском празднике в игрушечной деревне Зелёный Дол — мгновенно придаёт всему иное измерение. Веселитесь? Ну-ну…
Завьялова не только дала целый национальный тип гордой русской женщины, она, можно сказать, символ.
Символ глубинных тайн жизни, которая не подвластна конкретному времени со всеми его глупостями… Но после этого фильма актрису не снимали целых 20 лет! Что же произошло?
Дочь рассказывала, что у мамы был независимый свободолюбивый характер, и её просто невзлюбили:
Когда закончился творческий и любовный союз с Эсадзе, больше не находилось режиссёра, который её любил и понимал, что она из себя представляет.
Так что актриса ездила по всей стране с программой «Товарищ кино» и выступала на гастрольных концертах в воинских частях, пока за дочкой присматривала бабушка.
В 1976 году у 40-летней актрисы родился сын Пётр, имя отца Завьялова не афишировала. Дочь после смерти матери рассказала, что у Александры было мимолётное увлечение, когда они гостили в Титовке, и она решила «родить для себя».
А потом актриса попала в психиатрическую больницу. Сама она рассказывала в интервью, что её туда могли упечь чекисты за неблагонадёжность.
Александра гордилась тем, что во время ММКФ была единственной из актрис, приглашенной на званый ужин в американское посольство, принимала у себя дома итальянскую делегацию, а также в 1961 году её фотографию разместили в журнале «Лайф».
Эта версия про КГБ вовсю гуляет по Интернету, заставляя читателей содрогаться от ужасов «кровавого режима».
Но дочь рассказала после смерти матери, что Завьялова пребывала в глубокой депрессии, так как очень хотела вернуться на экран.
В какой-то момент она стала вести себя неадекватно, потеряв связь с реальностью. Пете не было и двух лет, когда соседи вызвали врачей, так как актриса заговаривалась и хотела спрятать Петю, чтобы ему не делали прививки.
Мамина неординарность всегда балансировала на грани, благодаря своей подвижной психике она и была гениальной актрисой.
Но эта же подвижная психика сыграла роковую роль — мама не смогла выдержать стрессы, а поздняя беременность в 40 лет сыграла роль спускового крючка.
Был поставлен диагноз параноидальная шизофрения, от приступов которой актриса страдала всю оставшуюся жизнь.
Александра вышла из больницы со второй группой инвалидности, ушла из театра и в кино появилась только в 1992 году, снявшись в остросюжетном сериале «Белые одежды» в небольшой роли секретарши.
О ней вспомнили и даже присвоили звание заслуженной артистки России. В 1994 сыграла в малоизвестном украинском фильме «Рождённые свыше».
Актриса больше замуж не выходила, но с бывшим супругом Дмитрием они остались друзьями.
Более того, он усыновил Петра, после того, как Александра вышла из больницы (Петя некоторое время провёл в Доме малютки), снабжал деньгами и детей, и бывшую жену, когда Завьялова получала крошечную пенсию и нигде не работала.
Дочь Татьяна стала художником-дизайнером и тоже стала помогать матери, жившей с сыном.
У сына Петра проблемы были с детства. Татьяна рассказывала, что мать испытывала к нему буквально патологическую любовь, развивая амбиции в ребёнке, но не прививая трудолюбие.
Александра считала, что у мальчика исключительные способности и внушала ему, что он особенный.
Татьяна вышла замуж, родила двоих детей и не могла контролировать ситуацию с братом, который с 14 лет пристрастился к алкоголю.
Пётр отслужил в армии, а затем начал совсем хорошо пить, работая время от времени, где придётся и кем придётся, вылетая за пьянство. Жил с матерью, была невеста, но … алкоголь победил.
Сестра уговаривала Петра ложиться в наркологию, лечиться, он соглашался, лечился, кодировался, а потом всё начиналось сначала. Так прошли годы.
Что случилось в тот роковой день, никто не знает, даже Пётр, так как он допился чуть ли не до белой горячки. Пришёл в себя, в руке окровавленный нож.
Позвонил сестре: «Таня, я убил маму». Это произошло 3 февраля 2016 года, Александра Завьялова не дожила один день до своего 80-летия. Петра приговорили к 8 годам колонии строгого режима.