Картина Алексея Балабанова «Груз 200», появившаяся на телеэкранах в 2007 г. и ставшая одиннадцатой работой режиссера, разделила общество киноиндустрии на две части.
Одни считали эту киноленту шедевром, а другие её ненавидели. Но как бы там ни было, этот фильм оставил незабываемые впечатления у зрителей.
Идея снять фильм пришла к Балабанову в 90-е годы, но, несмотря на огромное желание реализовать свой замысел, режиссер приступил к съемкам спустя почти десять лет.
События, показанные в киноленте происходят в 1984 г. В тот период в обществе происходило много «непонятного».
В своей картине, кроме основных задач, режиссеру хотелось донести пока ещё мало известную, но уже пугающую жизнь в конце существования Советского государства.
Множество эпизодов, которые шокировали общественность, не были следствием воображения Балабанова. Они скорее показывали зрителям богатый жизненный опыт режиссера.
Одной из реальных сцен была «Анжелика и бутылка», на самом деле это произошло со знакомой Алексея Балабанова.
Только в жизни настоящим подонком, использующим бутылку, был не сотрудник милиции, а рядовой советский гражданин.
К тому же, с насилием со стороны правоохранительных органов Балабанову неоднократно приходилось сталкиваться лично.
В подростковом возрасте он был трудным ребёнком и неоднократно попадал в отделение милиции, где часто терпел побои.
В первой половине 80-х годов Алексей Балабанов проходил службу в армии. Будучи солдатом, он познакомился с одним лётчиком, который летал в Афганистан, чтобы забирать тела погибших солдат.
Беседуя с ним, Алексей узнал много историй, которые стали его вдохновением при написании сценария.
Сначала главными героями киноленты должны были стать Евгений Миронов (образ маньяка Журова) и Сергей Маковецкий (образ профессора).
Но, ознакомившись со сценарием, они пришли в ужас и приняли решение отказаться от съемок. Но Маковецкий все же дал согласие озвучить роль профессора Казакова, которого сыграл Леонид Громов.
Когда Миронов отказался, на роль капитана Журова был выбран Алексей Полуян. Актер уже работал с Балабановым на съемках фильма «Брат», где ему достался образ киллера, стрелявшего в Данилу Багрова.
Почти всю жизнь Полуян играл отрицательных героев, но «Груз 200» стал для него эмоционально тяжелым.
Съемка сцены, где он бутылкой насилует героиню Агнии Кузнецовой, а рядом лежит труп ее жениха, стала для Алексея нервным потрясением.
Выйдя из кадра, он упал и зарыдал, после этого долго не мог прийти в себя. Актер снимался в ленте, будучи тяжелобольным. Вскоре после премьеры состояние его здоровья стало ухудшаться, и он уже мало снимался в кино.
До участия в съемках Алексею Полуяну никогда не приходилось ездить на мотоцикле, поэтому съёмочная группа была вынуждена в кратчайшие сроки обучить его управлению двухколёсным транспортом.
Долгое время Балабанов сотрудничал с Сергеем Астаховым, который был не только оператором его фильмов, но и близким другом режиссера. Прочитав сценарий нового фильма, Астахов остался недоволен, поэтому решил не участвовать в проекте.
Съемки фильма «Груз 200» прошли в городах: Выборг, Череповец и Псков, а также в некоторых деревнях Ленинградской области. А сцены в павильонах снимали в Санкт-Петербурге.
Не успела картина выйти на экраны, как возникло множество негатива. Каннский и Берлинский кинофестивали наложили запрет на показ киноленты, что сильно разочаровало режиссера.
Когда фильм вышел в прокат на территории России, негатива стало ещё больше. Общественность подвергла жёсткой критике работу Балабанова, откровенно говоря, что она не достойна внимания широких масс.
Многие кинотеатры категорически отказались показывать киноленту, едва узнав подробности её сюжета.
Ситуация была настолько сложной, что некоторые кассиры работающие в кинотеатрах просто отказывались продавать билеты.
Спустя год «Первый канал» решился показать нашумевшую картину в телепередаче «Закрытый показ». Лента имела оглушительный успех. Кирилл Серебренников:
«Груз 200» — это серьезное, честное, умное и абсолютно художественное высказывание-напоминание людям, которые утверждают, что лучше всего было жить при Советском Союзе.
Этот фильм — лекарство от ностальгии за тем временем. Это гвоздь в крышку гроба этого монстра СССР, которого мы, к счастью, похоронили и не допустим, чтобы он когда-нибудь к нам вернулся.»