Он всегда играл ярких, харизматичных персонажей и был очень своеобразным артистом. А потом вдруг разом исчез с экранов. Нелепая случайность, банальная бытовая разборка в ресторане сломала его жизнь и успешную карьеру навсегда.
Жизнь с ранних лет, казалось, испытывала Константина Григорьева на прочность. Родился он в феврале 1937 года в Ленинграде.
Во время войны едва пережил блокаду. Когда началась эвакуация, мать забрала с собой старшую дочь, а малолетнего сынишку оставила на попечение бабушки.
Пожилая женщина тянула внука из последних сил. Константин до конца своих дней не простил матери этот поступок и с тех пор больше не желал ее видеть.
Предательство родного человека, возможно, наложило отпечаток и на его характер. Позже многие коллеги Григорьева отмечали его неуживчивость, вспыльчивость и прямоту. Актер рубил правду-матку с плеча, мог отстаивать ее и кулаками.
В театральный институт Константин не поступил. Играл в народном театре. Учился в школе-студии при театре имени Ленсовета, где работал мастером сцены. Приходилось и кочегаром вкалывать.
К своим 35 годам Григорьев в мире актерском был малозаметен. Тем не менее, благодаря своему таланту, природной пластике, драматическому темпераменту,
мужественной внешности, а также исключительному трудолюбию Константин Григорьев получил признание среди зрителей и профессионалов. Актер раскрылся в Театре им. В. Ф. Комиссаржевской, куда пришел после Театра им. Ленсовета.
Здесь он играл в спектаклях: «Амнистия», «Люди и мыши», «Влюблённый лев», «Принц и нищий», «Метель», «Физики и лирики», «Дым отечества», «Насмешливое моё счастье», «Господин Пунтила и его слуга Матти», «Первая глава» и др.
Как многие, по-настоящему одаренные люди, Константин Григорьев был талантлив во всем. В 1963 году в соавторстве с Борисом Герштом он выпустил сборник стихов.
Кроме того Григорьев писал картины маслом, сочинял песни («Осторожно, листопад», «Дождь на Неве»), театральные пьесы («Пока я шёл домой») и даже оперетты («Верка и Алые паруса»).
Однако, из Театра им. В. Ф. Комиссаржевской он был вынужден уйти, причем со скандалом: заступаясь за выпившего коллегу, Константин послал худрука.
В 1972 году Григорьев покидает Ленинград и уезжает в Москву. Там ему улыбается удача. Актера берут в театр имени Пушкина, где Константин заставляет о себе говорить спектаклем «Легенда о Паганини».
На этой сцене он прослужил до 1981 года, играл в спектаклях: «Пятый десяток», «Разбойники», «Жил был я», «Без вины виноватые».
В 1981 году Олег Николаевич Ефремов пригласил артиста в труппу МХАТ, в котором Григорьев служил по 1983 гг. Был задействован в спектаклях «Обратная связь», «Утиная охота» и др. Играл у Камы Гинкаса в спектакле «Вагончик».
Своими театральными работами и киноролями Константин Григорьев заставил говорить о себе ведущих театральных критиков и любителей театра. Снимался в фильмах «Сибириада», «Раба любви», «Сыновья уходят в бой»,
«Хождение по мукам», «Транссибирский экспресс», «Чёрный треугольник», «Трактир на Пятницкой», «Ищи ветра», «Зелёный фургон», «Хозяйка детского дома», «Остров сокровищ» и др.
Личная жизнь актера
Первая жена – Лариса, парикмахер. Женился на ней в 19 лет. В браке родился сын Андрей. Вторая жена – Любовь, она скончалась вскоре после развода от тяжёлой болезни.
В браке родилась дочь Екатерина. В течение полутора лет у Константина Григорьева был гражданский брак с Аллой Майоровой, ассистенткой режиссера на «Мосфильме».
До знакомства с Григорьевым Алла жила с Булатом Окуджавой, потом со знаменитым дрессировщиком медведей Анатолием Майоровым, а затем родила сына от актера Малого театра Виталия Коняева.
В начале 1990-х Майорова уехала в США, где устроилась домработницей к богатым американцам. Третья жена – Елена, реквизитор в театре (на момент брака ей было 19 лет). У них в 1983 году родился сын Егор. Развелись в 1989 году.
Что произошло в тот роковой вечер?
17 февраля 1984 года Григорьев с коллегой по МХАТу Борисом Борисовым (исполнителем главной роли в телесериале «Строговы») гулял в ресторане Всероссийского театрального общества. Ресторан закрытый, с улицы туда не попадешь. Все, как говорится, свои.
Григорьев находился во взвинченном состоянии, да еще выпил. И вступил в перепалку с одним из столиков. Когда актер вышел покурить свидетелей рядом не оказалось.
Сам Григорьев вспоминал:
«Нас трое. Ресторан. Выпили. Я пошёл покурить. Сел на ступеньку. Слышу шаги сзади. Смотрю — брюки и рубашка. Лица не видел. И два удара по голове»
Две недели актер пролежал в коме. Перенес восемь операций. Вернулся во МХАТ с частичной потерей памяти и дисфункцией левого полушария головного мозга.
Неизвестно, заводилось ли уголовное дело, но и тогдашняя жена актера и Борис Борисов пытались вычислить негодяя самостоятельно.
Жена признавалась:
«Официанты и швейцары молчат, глаза прячут, будто им по сто рублей дали. Ведь там в этот вечер были только свои!»
Виновников так и не удалось найти. Ходили слухи, что таким образом кто-то из недругов актёра попросту свел с ним счеты. Но большинство знакомых Григорьева уверены, что причина происшествия – острый язык актёра.
После произошедшей трагедии, Григорьева почему-то стали считать ненормальным. Больше того, его актёрская карточка каким-то образом оказалась в «стопке умерших». Его приняли на работу, правда, на полставки.
Но все главные роли, которые когда-то играл Григорьев, временно перешли к другим актерам. Тогда еще никто не мог предположить,
что Григорьеву так и не удастся вернуться ни к одной из своих прежних серьезных ролей. Во МХАТе он продержался еще несколько лет, но в итоге от его услуг отказались…
Один из друзей Григорьева, Павловский, говорил:
«Костя был совершенно неординарной, но при этом довольно трудной личностью. В нем как будто уживались два человека.
В узком кругу, среди друзей, он был невероятно трогательным, душевным. Но должен признать, что трагедия, произошедшая в Доме актера…
Понимаете, Костя шел к ней. Как у Лермонтова: «А он, мятежный, просит бури, как будто в буре есть покой». Эти строчки очень хорошо характеризуют Григорьева.
Он бывал и агрессивным, особенно под градусом, мог резануть правду-матку в глаза. Думаю, во многом Костя не успел раскрыть свой талант, потому что некоторые режиссеры просто боялись с ним работать из-за сложного характера».
Сыновья от первых двух браков отцом не интересовались, дочь трагически погибла, выпав во время пьяной вечеринки из окна.
Последние два десятка лет Григорьев выживал практически в одиночестве. Периодически ему помогали какие-то люди, регулярно поддерживал Никита Михалков.
Замечательный актер Константин Григорьев умер в 2007 году в полном одиночестве и нищете, оставив нам свои роли.