На закате жизни Александра Завьялова считала, что её творческая жизнь не сложилась. Но так случилось во многом потому, что жила она во времена, когда влюбляться “не в тех” было нельзя. Однако сердцу не прикажешь…
Начало карьеры было блистательным. После окончания Ленинградского института кинематографии за два года актриса снялась в пяти картинах.
И это были вовсе не эпизодические, а заметные роли. Знаменитой на весь СССР она стала после того, как сыграла стрелочницу Зинку в фильме “Алёшкина Любовь”.
В 1963 году Александра вышла замуж за художника Дмитрия Бучкина. И вскоре родила дочь Таню. Тогда у режиссёров Завьялова была нарасхват Съёмки, кинофестивали… Времени на семью почти не оставалось. Через два года “медные трубы” погубили этот брак.
Ей был 31 год, когда она полетела на съёмки в Одессу. Самолёт болтало, и актриса почувствовала себя плохо. Вдруг кто-то говорящий по-английски подал ей стакан с “Боржоми”. Она подняла глаза и увидела красивого, статного джентльмена. На следующий день они столкнулись в гостинице.
— Вы полька?
— Нет, русская.
С этих слов начался их роман. Его звали Отелло Черезолли. Он был крупным бизнесменом — владельцем пароходной компании и бывшим адмиралом военно-морских сил США.
Он честно признался, что в Америке его ждёт жена. Но влюблённую Александру этот факт не остановил.
Две недели солнечного счастья пронеслись, как один день. Оба строили планы. Отелло собирался через посольство послать запрос на развод, а Завьялова согласовать замужество с гражданином капстраны. Вот только мечтам не суждено было сбыться.
Однажды утром в люкс Черезолли ворвались кгбшники. Актрису увели в её номер, где устроили допрос — кричали, что бизнесмен, шпион, а она предательница родины. В течение суток Отелло выслали из СССР, а Завьялова вернулась домой в Ленинград.
Директор “Ленфильма” Иван Киселёв тоже осудил её за «связь со шпионом». Телефон актрисы, который раньше разрывался от звонков, теперь молчал.
Она выходила из дома только на допросы. Ей хотели вменить статью “измена родины” по которой могли и расстрелять. К счастью, доказательств не хватило.
Остро переживая своё несчастье, Александра погрузилась в пучину депрессии. Тогда её спасли режиссёры Валерий Усков и Владимир Краснопольский. Они пригласили опальную артистку на роль Пистимеи Морозовой в картину “Тени исчезают в полдень”.
Съёмки длились почти три года. Когда в Москве доснимали последние эпизоды, Александра снова влюбилась. И опять в иностранца! С югославом Мому Кошечем актриса познакомилась тоже в гостинице. Он как две капли был похож на Отелло!
Она снова засобиралась замуж, но все её планы порушил бывший муж Дмитрий Бучкин. Он отказался дать разрешение на вывоз их дочки Тани за рубеж. Александра рыдала.
Без ребёнка эмигрировать отказалась. Кошич уехал с намерением “что-нибудь придумать” и вернуться. Но больше в Советский Союз его не пустили.
КГБ очередного «предательства» Завьяловой не простило. Режиссёры опять забыли, что есть такая артистка. А коллеги, встречая её на “Ленфильме”, удивлённо говорили:
Шурочка, куда ты пропала? Говорят, ушла в монастырь? Это правда? А ещё болтают, будто вышла замуж и эмигрировала!
Депрессия Александры усугублялась. Ей стали мерещиться «чёрные воронки » и «жучки». Она понимала, ещё немного и её психика сломается. Подумала, что забота о ребёнке заполнит образовавшуюся в жизни пустоту. И решила опять, стать матерью.
В 40 лет от случайного жениха из тамбовской деревни, Завьялова родила сына Петю. Но роды лишь усугубили и без того тяжёлое психическое состояние артистки.
В один из дней в её квартиру ворвались санитары. Сделали укол и увезли. Очнулась она в комнате с решёткой в казённой рубахе. В течение трёх лет её, то забирали, то отпускали из больницы. Это была карательная психиатрия.
Перед последней выпиской Завьялову заставили подписать себе приговор-инвалидность. Но в итоге она действительно потеряла разум. Стала затворницей, почти не выходила из дома. И сильно ругалась с прохожими, если на улице её кто-то узнавал.
Периодически у неё случались просветления, но под конец жизни всё реже. В 1992-м в одно из них она даже снялась в фильме “Белые одежды”.
Вскоре ей присвоили звание «Заслуженная артистка России». Незадолго до своего ухода 79-летняя Александра Семёновна сказала:
Я жестоко расплатилась за любовь!