Раиса Рязанова, сыгравшая Тосю, рассказывала, что в те времена сценарии (разных картин) печатали ограниченным тиражом, поэтому, актерам его домой не давали — они приходили на пробы, и читали где-то в уголке.
В конце 1970-х годов в столице проходил конкурс сценариев о Москве. Одним из призеров стал сценарий Валентина Черных под названием «Дважды солгавшая».
Валентин писал о своих тетках — характеры трех подруг, приехавших покорять столицу, «списаны» с сестер его матери. Возможно, поэтому сценарий получился таким живым и динамичным.
Впрочем, оглушительный успех фильма стал сенсацией и полной неожиданностью для кинематографического руководства и критиков.
Дело в том, что Владимир Меньшов был тогда малоизвестным режиссером. Он сам приехал покорять столицу из Астраханской области, но не сумел поступить во ВГИК, вернулся домой, работал и на заводе, и в шахте. Вторая попытка оказалась более успешной.
Однако, Владимир Валентинович дебютировал в кино только в 30 лет. Как мы помним, многие актеры начинали сниматься в 17 — 18, а некоторые и вовсе в детстве.
К тому времени, как в руки Меньшова попал сценарий «Дважды солгавшая», он снял только один фильм — «Розыгрыш» с Табаковым, Харатьяном, Гердтом и другими знаменитыми актерами.
Владимиру Меньшову сценарий про трех подруг сначала показался неинтересным, но режиссеру очень понравилось, как героиня, засыпая, ставит будильник, а просыпается через 20 лет.
Меньшов даже подумал, что пропустил или потерял несколько страниц, а когда понял, что это такая задумка сценариста — это его подкупило.
Раиса Рязанова, сыгравшая Тосю, рассказывала, что в те времена сценарии (разных картин) печатали ограниченным тиражом, поэтому, актерам его домой не давали — они приходили на пробы, и читали где-то в уголке.
Возможно, это стало одной из причин того, что многие известные советские актрисы отказались играть в такой «низкопробной мелодраме». Ну, им тогда так казалось.
Меньшов видел в роли Екатерины Ирину Купченко, Маргариту Терехову или Анастасию Вертинскую. Никто из актрис не пожелал принять участие в фильме.
Интересно, они потом долго жалели? А вот Раиса Рязанова очень хотела играть Катерину, или хотя бы Людмилу, но понимала, что если ее и возьмут, то только на Тосю.
Меньшов попробовал на главную роль Евгению Ветлову и Валентину Теличкину, но они не были убедительны. И тогда, вроде бы, актриса на роль Катерины была найдена. Ей стала Наталья Сайко.
Но Меньшов долго не мог найти актера на роль Гоши. Пробы не прошли ни Олег Ефремов, ни Виталий Соломин. Меньшов даже вызвался было играть Гошу сам, но увидел по телевизору фильм «Дорогой мой человек» с Инной Макаровой и Алексеем Баталовым.
Это решило дело. Баталов, впрочем, тоже первое время не хотел сниматься, но потом все-таки согласился, хотя ему было уже 50, а по сценарию Гоша моложе на 10 лет. И оказалось, что Наталья Сайко не смотрится с Баталовым в кадре.
Только тогда на роль Кати утвердили Веру Алентову. А совсем не потому, что она была женой Меньшова. Ирину Муравьеву режиссер увидел в телеспектакле.
Она тогда была не очень известной актрисой. Александра Фатюшина утвердили на роль Николая, мужа Тони, но потом все-таки взяли Бориса Сморчкова, которому лучше удавались роли «простых ребят».
Наталью Вавилову родители вообще не хотели отпускать сниматься в кино — они мечтали о карьере дипломата для своей дочери.
В каком-то смысли, родители оказались провидцами — успешной кинокарьеры на уровне первых звезд советского экрана у Натальи не вышло.
Но тогда, в 1978-м, Меньшов поехал уговаривать их вместе с Баталовым, и обаяние такого знаменитого артиста перевесило.
В фильме нет ни одного лишнего персонажа, ни одного лишнего актера. Помните, например, колоритного бородача на пикнике у Гоши?
Его сыграл сценарист Александр Бородянский. Это он написал сценарии фильмов «Афоня», «Инспектор ГАИ» и «Зимний вечер в Гаграх».
А в «Москва слезам не верит» Александра взяли, по его словам, из-за внешнего сходства с Владимиром Ильичом. Мол, живой Ленин на природе ест шашлык. Бородянский нажарил шашлыков, накормил актеров и съемочную группу.
Кстати говоря, Владимир Меньшов тоже появился в этой сцене. Видите человека в шляпе в левой части кадра? Это он и есть, а плащ и шляпа — аллюзия на Глеба Жеглова из «Места встречи изменить нельзя» в исполнении Владимира Высоцкого.
В первоначальный сценарий было внесено множество правок. Например, была дописана история хоккеиста Гурина. Девушки должны были стоять не на ступеньках Дома кино, а у аргентинского посольства.
Катерина, будучи директором, вела прием избирателей (а Меньшов придумал сценку с клубом знакомств). Бюджет фильма был не очень большим, там нет каких-то сложных трюков или комбинированных съемок. Почти всю картину снимали в Москве (сцену на пикнике — в усадьбе Архангельское).
И все-таки, без трудностей на съемочной площадке не обошлось. Например, когда снимали сцену с Юматовым и Смоктуновским, было очень холодно, в конце даже пошел снег (а все актеры и массовка в легких нарядах). Померзнуть пришлось и Баталову.
Эпизод с воблой снимали не на студии, а в одном из отселенных домов на Сретенке. Воблу, кстати, накануне прислали Меньшову родственники из Астрахани, и она «пошла в дело».
Почти всех жильцов дома под снос расселили, осталось несколько старушек, которые и сыграли в фильме. Но центрального отопления, видимо, не было, отселенные комнаты не обогревались, и Баталову было очень холодно, а он сидел в халате и тапочках на босу ногу.
К счастью, обошлось без серьезной болезни. Вера Алентова не умела водить машину и все время путала газ с тормозом (а ведь в Жигулях было еще и сцепление).
Тогда помощник оператора смастерил специальные палки, лег на пол сзади переднего сидения, нажимал педали, а Катерина только рулила.
Мне, правда, интересно, а сцеплением тоже управлял помощник оператора? Но так вспоминает Алентова.
Ну, а что было дальше — вы знаете. В 1980 году «Москва слезам не верит» посмотрело 84,4 миллиона зрителей. Правда, «Пираты XX века» — 87,6 тысяч.
Но именно фильм Меньшова получил «Оскара». Владимир Валентинович снял за свою карьеру всего 5 игровых фильмов.
Но один из них стал частью нашей истории, и мы его до сих пор помним и любим. Вера Алентова (Катя) — 79 лет. Живет в Москве, играет в кино.
Ирина Муравьева (Люда) — 72 года. Живет в Москве, играет в Малом театре.
Раиса Рязанова (Тося) — 76 лет. Живет в Москве, много снимается в кино.
Алексей Баталов (Гоша) — умер в 2017 году, в 88 лет.
Борис Сморчков (Николай) — умер в 2008 году, в 63 года.
Александр Фатюшин (Гурин) — умер в 2003 году, в 52 года.
Юрий Васильев (Родион Петрович) — умер в 1999 году, в 59 лет.
Наталья Вавилова (Александра) — 62 года. Живет в Москве. Ее фотографии есть в сети, но здесь их не будет, так как Наталья старается вести частную жизнь, и скрывается от папарацци. Нужно уважать ее выбор.
Странно получилось. Все женщины, сыгравшие главные роли в фильме, живы, а мужчины, увы, нет. Баталов — понятно, он все-таки значительно старше всех остальных.
Но из оставшихся самым старшим был Васильев, а ведь ему в 2021-м исполнился бы всего лишь 81 год…
Комментарии