Про эти логотипы советского времени мы уже почти забыли

Ладья Волжского автозавода или горьковский олень — известны практически всем, и даже людям отдаленым от автомобилей. Но некоторые советские автомобильные логотипы уже подзабылись. Предлагаю вспомнить некоторые.

Автобусы «Кубань»

Еще в 1960-х годах Краснодарский механический завод начал производство собственных автобусов на базе газовского шасси. Как ни странно, завод входил в состав Министерства культуры.

По слухам однажды союзное руководство отказало Минкульту в поставке автобусов для нужд домов культуры, сельских клубов, библиотек и т.п. Тогда обиженный министр культуры и дал задание сделать собственные автобусы, чтобы ни от кого не зависеть.

Автобус получил имя «Кубань», Со временем «Кубани» стали возить и пассажиров на пригородных маршрутах, а также стали одними из любимых «развозок» на производственных предприятиях.

Кубанский автобусный завод украшал свои автобусы блестящим логотипом в виде буквы «К» в круге (напоминающей немного планету Сатурн).

ЛуАЗ «Волынь»

В середине 1960-х на Луцком механическом заводе, который до того занимался ремонтом грузовиков и производством сельхозтехники, освоили выпуск внедорожников. В связи с чем завод получил имя ЛуАЗ — Луцкий автомобильный завод.

Разработчики готовили свое детище для Запорожского автозавода, и даже название уже подобрали «Целина». Но волей судьбы производство перешло в Луцк, а автомобиль получил имя «Волынь».

На решетке радиатора «Волыни» помещалась овальная эмблема из букв «ЛуАЗ». Завод существовал вплоть до 2000-х годов, уже после развала СССР был создан новый более профессиональный логотип.

РАФ-977 и один из вариантов логотипа

Рижская автобусная фабрика (РАФ) отметилась несколькими знаковыми моделями техники. Поначалу завод производил городские автобусы. Но с конца 1950-х годов перешёл на микроавтобусы.

Первые РАФовские микроавтобусы «Фестиваль» особо не запомнились (так как их выпущено очень мало), а вот модель 1958 года «Латвия» бегает по дорогам до сих пор.

Автобусы РАФ в разные годы несли различные логотипы. Поначалу это были лаконичные щитки или прямоугольники с литерами. Потом появился вариант из наложенных друг на друга четырехугольников все с теми же буквами.

Микроавтобус РАФ-2203 и соответствующий ему вариант логотипа РАФ
Однако самой знаменитой моделью стал РАФ-2203, который собирался на новом заводе в Елгаве.

Дизайн микроавтобуса на тот момент был просто супер-современным. Собственно РАФик и сейчас смотрится вполне себе модерново.

На этих РАФах помимо надписи «Латвия» стали помещать и новый логотип — стилизованное изображение автобуса с буквами RAF вместо окон.

ЕрАЗ

На Ереванском автомобильном заводе в 1965 году начали производство автомобилей-фургонов на базе РАФ-977 — модели, разработанной в Риге.

Логотип ЕрАЗа перекликался с государственным гербом советской Армении. Две горы — это Большой и Малый Арарат. Хоть территориально гора и находится в Турции, но прекрасно видна из Армении, и составляет, так скажем, характерный армянский пейзаж.

Эстонский автобус ТА-6-1 и логотип ТАРЗ.

Тартуский авторемонтный завод (Эстония) за годы своего существования выпустил в свет несколько моделей автобусов и специализированных фургонов (кинопередвижек, фургонов для хлеба, молока и др.).

Читайте также:  Почему в СССР все пили напитки из общего стакана и не болели?

Правда, продукция завода в основном эксплуатировалась в Прибалтике, хотя по слухам некоторое количество поставлялось и в РСФСР.

К концу 1960-х годов Тартуский завод перестал получать госзаказы на строительство автобусов, т.к. появились более современные и приспособленные под массовое производство предприятия.

Но автобусное производство для внутриреспубликанских целей, ремонт, и выпуск спецтехники завод продолжал еще долго.

Завод имел лаконичный (я бы даже сказал «красивый») логотип из литер TART (аббревиатура от «Tartu Autoremonditehas»).

Автобусы «Таджикистан»

В городе Чкаловске (Ленинабад-30) было также организовано производство автобусов. Первоначально планировалось, что техника будет использоваться для нужд сотрудников Ленинабадского горно-химического комбината.

Автобусы получили название «Таджикистан». Но со временем таджикистанские автобусы получили более широкое распространение. Их использовали на предприятиях Урала и Сибири.

Особая страница в истории завода — подготовка специальных обшитых свинцовыми листами обшивки автобусов для ликвидаторов аварии на Чернобыльской АЭС.

«Таджикистаны» зачастую вообще не имели логотипа. Но некоторые все же украшались характерным таджикским лого (чем-то напоминающим логотип ПАЗика).

Правда, существовал логотип Чкаловского авторемонтного завода, используемый на шильдиках, треугольник, объединяющий в себе литеры «А» (автобус) и «Л» (Ленинабад-30). Но на решетку радиатора он почему-то не наносился.

Грузинские грузовики Кутаисского автозавода

Кутаисские «Колхиды» в основном обходились без эмблем, либо ограничивались объемными буквами «КАЗ». Но на некоторых моделях решетку радиатора украшали круглые эмблемки с трех- или четырехзначными индексами модели.

Иногда эти кружки помещались на четырехлучевую звезду и венчались теми же самыми буквами «КАЗ».

Автобусы «Чернигов»

Черниговский производственный комбинат в свое время производил широкую номенклатуру спецтехники и автобусов сначала для Госкино

(кинотехнические автомобили, передвижные студии звукозаписи, кинопроекционные автобусы), а затем и для прочих ведомств: МДВ, КГБ, Минобороны, Минздрава и других.

Черниговские автобусы имели шифр АСЧ. Логотип представлял собой многоугольник с надписью «ЧЕРНИГОВ», звездочкой и изображением солнца с лучами.

Серпуховские мотоколяски

Серпуховский мотоциклетный завод запомнился в основном своими мотоциклетными колясками для инвалидов.

С 1950-х годов выпускались мотоколяски С-1 и С-3А (известная по «Операции Ы» «моргуновка»). В передней части автомобиля рельефно была выдавлена аббревиатура «СМЗ»

В 1970 году появилась новая модель Серпуховского завода — угловатая СМЗ С-3Д. На крышке капота опять находился рельефный логотип, но на этот раз более совершенный с дизайнерской точки зрения — литера «С» с крылышком.

Визуально она очень напоминала латинскую «G», отчего мотоколяска смотрелась почти как импортная.

Уже после распада СССР для переведенного в Серпухов производства автомобилей «Ока» был разработан новый логотип, использующий старую крылатую «С», но выполненный в стиле ВАЗовских овальных логотипов.

Источник

Поделиться в соцсетях

Комментарии