Современная школьная программа заставляет учеников работать на пределе сил. И в то же время к школе накопилось немало вопросов.
Многие считают, что нынешняя система не дает детям по-настоящему нужных и глубоких знаний, а также не учит самостоятельно мыслить. И каждый раз с нотками ностальгии припоминают советскую школу.
Поэтому сегодня мы в редакции «Так Просто!» решили мысленно вернуться в прежние времена, чтобы вспомнить, какие школьные дисциплины изучались раньше, но не изучаются в наши дни.
И хотя дело порой не в самих предметах, а в методике преподавания, однако и перечень изучаемых дисциплин тоже играет роль. Заслуженно ли их вычеркнули из программы?
ШКОЛЬНЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Этика
Многогранный предмет, на уроках которого ученики узнавали немало полезного о взрослой жизни. Тут прививали навыки личной гигиены и учили уважать друг друга.
, как следует строить отношения с людьми и как должна развиваться семейная жизнь. Рассказывали даже то, как нужно вести домашнее хозяйство и планировать бюджет.
Конечно, столь полезный предмет не могли просто так вычеркнуть из школьной программы, однако необходимым его не считали.
А потому попытались этику сделать разделом сначала обществознания, а потом и некоторых других предметов. Но больших успехов такое переформатирование не принесло.
Начальная военная подготовка
В СССР детей уже с ранних лет готовили к защите родной страны. Во многом это объяснялось недавней войной, а также напряженными отношениями с западными странами.
И в школе на уроках НВП детей учили обращаться с оружием, использовать средства индивидуальной защиты, делать перевязки… Тогдашние школьники знали, что делать даже в случае газовой атаки.
Конечно, современному родителю тревожно видеть, что его чадо в школе учат собирать и разбирать автомат, но в советское время это было нормой. А сами уроки НВП ученики любили, поскольку тут никогда не было скучно.
Да и теории было меньше, чем всевозможных активностей. Затем теоретические знания НВП ушли в ОБЖ, а часть практических занятий (строевая подготовка, кроссы, метание гранаты) перетянула физкультура.
Зачем красиво писать
Чистописание
О советских уроках чистописания мы делали отдельную статью. И хотя этот предмет недолюбливали почти все школьники, однако он приносил огромную пользу. Ученик тренировал не только мелкую моторику, но и терпение, усидчивость, аккуратность.
Конечно, в наше время уметь печатать «вслепую» кажется более необходимым навыком. Тем более что многие современные люди уже и не вспомнят, когда они ручкой что-то записывали последний раз.
Но исследователи раз за разом находят связь между письмом и развитием самых разных участков человеческого мозга. А потому не удивляет, что каллиграфия в последние годы снова становится популярной.
Черчение
В плане пользы предмет похож на чистописание. И советские ученики его также терпеть не могли. Ведь попробуй всё безошибочно рисовать от руки.
Это получалось далеко не у каждого. Но кто-то в этом деле находил себя и затем во взрослой жизни становился, например, успешным инженером.
Сегодня же черчение почти нигде не преподается. Это объясняют тем, что сам навык потерял важность, поскольку любые чертежи можно сделать в специализированных компьютерных программах.
Сложно сказать, насколько необходимым такой предмет был бы в наши дни. Однако в некоторых вузах то, что человек не знаком с основами черчения, может сыграть с ним злую шутку.
Логика
Интереснейший предмет, который объяснял детям законы построения мыслей, учил думать лаконично и четко, помогал отличать правду от неправды.
Наибольшая польза от предмета была именно в младших классах, когда мышление ребенка быстро развивалось. К сожалению, этот предмет давно покинул школьную программу. Хотя логика и сегодняшним школьникам очень бы пригодилась.
Конечно, регулярно исчезают одни предметы, а взамен появляются другие. Можно было вспомнить и домоводство, и риторику, и даже астрономию (которую тоже так и норовят куда-то убрать).
Рассказывай в комментариях, какие школьные дисциплины оставили у тебя самые теплые воспоминания и почему.
Комментарии