Люди среднего возраста наверняка смотрели фильм «Паспорт», известного режиссёра Георгия Данелии. Вспомнил я его из-за промелькнувшей в кадре фотографии вождя нации — Иосифа Сталина, закреплённой на лобовом стекле автомобиля.
Практиковалась такая народная память задолго до распада СССР. Портреты крепились в углу лобового стекла авто, чаще всего на фурах и грузовых машинах.
Особенно гордились знаменитым земляком в Грузии. После его смерти в Гори даже открыли мемориальный музей, а ещё при жизни генералиссимуса — памятник. Во времена Хрущёва монумент собрались демонтировать, но местные жители встали на его защиту.
Изображения Сталина на его родине можно было встретить повсеместно: в домах, автомобилях, госучреждениях. Стоит отметить, что Хрущёв лояльно относился к такому проявлению чувств.
Постепенно традиция вешать портреты Сталина проникла на территорию остальных республик.
Я помню, как их клеили на внутреннюю отделку чемоданов, старинных часов, бабушкиных сундуков. Но по-настоящему популярным стало использование портрета на лобовых стёклах автомобилей.
Нельзя сказать, что власти на это никак не реагировали, но оштрафовать или привлечь к ответственности они, конечно, не могли.
Мода или уважение?
Я часто задумывался, чем руководствовались люди, совершая подобную акцию? Была версия, о существовании общественной организации приверженцев Сталина. Тем не менее водители отрицали политическую подоплёку и списывали все на моду или на упование, как на оберег.
Многие всерьёз полагали, что защита Сталина может уберечь их от штрафа за превышение скорости, особенно на трассе Е95.
В Советском союзе, в последние годы жизни Сталина, гуляла любопытная история. В ней шла речь о милиционерах, приспособившихся в день получки наведываться на один из заводов и хватать «тёпленькими» подвыпивших рабочих.
Их увозили в участок, иногда дополнительно подпаивали, забирали деньги и выбрасывали на пустынных улицах.
Один из очевидцев якобы попал в руки к оборотистым блюстителям порядка. Он рассказывал, что милиционеры его обыскали и пригрозили избиением, на что работяга бросился к стене с портретом генералиссимуса и завопил:
«Защити, родной Иосиф Виссарионович!». По его словам, поступок напугал суеверных правоохранителей.
Очередной всплеск
Массово портреты Сталина появились в честь 30-летия Победы и после опубликования «Малой земли» Брежнева. Именно в это время отношение к Сталину стало меняться. О нём говорили, как о лидере, добывшем победу в Великой Отечественной войне.
Нельзя не отметить роль ещё одного факта во всей этой истории. В 80-е годы среди советских граждан начало явно проявляться имущественное расслоение. Стала заметна огромная разница между деревней и городом.
Население, воспринимавшее «уравниловку» как норму жизни, болезненно реагировало на подобное разделение.
И вот тогда некоторые люди обратились к образу Сталина в надежде на восстановление социальной справедливости, нуждаясь в покровительстве могущественного руководителя, каким он был при жизни.
Можно было также усмотреть в этом жесте отсылки к протесту против задержек социально-экономического развития страны или к требованиям наведения порядка в партийной номенклатуре.
Этот завуалированный вызов предупреждал общество, что катиться дальше некуда и пора многое менять.
Комментарии