Как начинался «Ласковый май»: невероятная история музыкальной группы из детей-сирот

Здесь было все: абьюз и эксплуатация детей, шантаж и даже одно убийство. Московский стадион «Лужники» забит под завязку. Полторы сотни 13-15-летних фанаток в первых рядах под слова «Лето – сказочный мир… <…>

Лето – время любви для нас» одновременно снимают с себя нижнее белье и бросают его на сцену. Кто-то плачет, кто-то целуется с фотографией солиста. На сцене – 15-летний мальчик из детдома поет трогательные песни о подростковой любви. В стране 1989 год. Выступает группа «Ласковый май».

Такого в Советском Союзе еще не было: чтобы подростковый бойз-бэнд свел с ума всю страну, стал самым коммерчески успешным поп-проектом, чей успех так никто и не повторил до сих пор.

Только в том 1989 году у группы было 2500 выступлений – по четыре-пять в день. Как это вообще возможно? Это еще один парадокс «Ласкового мая».

23 июня 2022 года ее фронтмен Юрий Шатунов скончался из-за обширного инфаркта в возрасте 48 лет. Рассказываем настоящую историю группы, которая больше походит на трагический сюжет о детской эксплуатации.

Мальчики-сироты

Шатунову было 13, когда в 1986 году ему и еще четырем воспитанникам детского дома в Оренбурге предложили стать музыкальной группой.

Идея собрать мальчиков в бойз-бэнд пришла 21-летнему руководителю местного музыкального кружка и автору песен Сергею Кузнецову. Выступали там же – на сцене оренбургской школы-интерната №2.

Название «Ласковый май» появилось через три месяца после создания группы, на фестивале самодеятельности детских домов – нужно было выходить на сцену и объявить себя, а имени у группы не было.

«Ну и взяли слова из песни “Лето”, – рассказывал Кузнецов. – Жюри ожидало мальчиков в галстуках, а подросток спел песню о любви “Тающий снег”. Был скандал и из интерната меня поперли».

В середине 1980-х, в то время как на западе бойз- и герлз-бэнды гремели во всю, в СССР подростки на сцене могли петь разве что о том, как любят родину или спасают бедных дворняг.

С подростковыми песнями о любви на официальную сцену не пускали: таким коллективам был заказан вход на  концертные площадки и телевидение.

«До нас на сцене именно такого еще никто не делал – чтобы пел именно подросток, и не о том, что он “всегда готов!”, а что-о о своих переживаниях и чувствах», – говорил Кузнецов.

Единственным способом пробиться к слушателю были самиздатовские кассеты, что и сделал Кузнецов. Он записал с мальчиками первый альбом «Белые розы» с помощью двух катушечных магнитофонов и отнес запись… на вокзал.

В феврале 1988 года вместе с кассетами он прошелся по привокзальным киоскам. Никто не хотел покупать и затем продавать непрофессионально записанный альбом мальчиков-сирот. Кассету взял только знакомый Кузнецова, обмыв «сделку» коньяком.

В принципе, на этом история «Ласкового мая» могла бы закончиться. Кузнецова на тот момент уже уволили из интерната, а Шатунов в очередной раз сбежал к родственникам в Казахстан. Группа фактически распалась. Однако через два месяца о ней узнала вся страна. И это все изменило.

Группы-«клоны» и «племянник» самого главного человека в стране

Сыграла ставка на поезда. Кассеты, проданные привокзальному ларьку, разошлись по всему Союзу благодаря проводникам поездов, которые ставили пассажирам «Ласковый май».

Простые песни о простых чувствах под простые мелодии, сочетание подростковой эстетики с романсом и совковой мелодрамой западали в сердце даже взрослым.

Одним из таких пассажиров купе, кто услышал у попутчика «Ласковый май», был продюсер Андрей Разин (тоже выходец из детского дома).

На тот момент он уже продюсировал успешный поп-проект «Мираж» и искал еще одних звезд. «Надо брать сирот», – как он потом признается, подумал тогда он.

Через какое-то время Разин разыскал Кузнецова и перевез его, как автора текстов, и всех участников «Ласкового мая» в Москву.

«4 июля 1988 года я отправился в Москву, и в первый же день узнал факты, которые меня насторожили, – вспоминал Кузнецов.

– Я обнаружил, что Разин под нашу фонограмму уже несколько дней проводит концерт некоего мифического “Мая” в самом центре столицы – в ЦПКиО им. Горького».

В то время не было никаких законов, которые бы регулировали концертную деятельность и авторские права. Несмотря на свои опасения, Кузнецов и мальчики заключил с московским продюсером соглашение.

Разин, сам того не осознавая, раскручивал новый проект, модернизируя западную модель шоу-бизнеса: на пике популярности группы он создал несколько ее только официальных составов (а было еще множество неофициальных), которые гастролировали по всей стране.

Немного позже точно так же продюсер Франк Фариан начал двоить и троить составы Boney M. Не самая взыскательная публика – как правило, подростки – этому только способствовали.

«Я как-то вышел на сцену и пропел полтора часа голосом Шатунова. Вы думаете, хоть кто-то что-то свистнул? Плясали, танцевали, радовались», – вспоминал как-то Разин в эфире «Первого канала».

Читайте также:  Несмотря на популярность среди женщин, он женился только один раз, и до конца жизни был верен супруге. Как жил Анатолий Кузнецов

Чтобы добиться показа клипа на песню «Белые розы», самого главного хита группы, по Центральному телевидению, он запустил несколько легенд.

Одна из них состояла в том, что Разин – племянник тогдашнего генсека Михаила Горбачева. В качестве доказательств он использовал фотографию в обнимку с будущим генсеком и «Чайкой» из правительственного гаража, поскольку тоже был родом из Ставрополья и фактически соседом Горбачева.

Фотография была сделана случайно во время одной из встреч Горбачева с земляками. Но благодаря этому запись на телевидении удалось организовать за считанные дни.

А заручившись поддержкой ЦК комсомола и Союза писателей Белоруссии, в Минске Разин стал издавать газету со «скромным» названием «Ласковый май» – официальный печатный орган группы, доступный даже по подписке.

Контраст между сладкими песнями о том, как в душе подростка замерзают белые розы и дышит розовый вечер, и довольно дерзким поведением на сцене, притягивал поклонниц еще сильнее.

Кроме того, подростки конца 1980-х в СССР все в чем-то оказались «детьми из интерната» – один на один с новой реальностью, что роднило их с оренбургскими мальчиками.

Разин не уставал повторять в интервью: «Концепция проекта – в простоте, доступности и мелодичности», а тремя китами, на которых зиждился успех «Ласкового мая», он называл внешность, умение держаться на сцене и голос (именно в таком порядке). Тем не менее, это было не все, что держало детей.

Шесть концертов в день

Пятеро мальчиков, которых Кузнецов с Разиным вытащили из оренбургского интерната, потом расскажут, что «наставники» обращались с ними жестко и даже жестоко.

Концертная ставка артиста в СССР на тот момент составляла 14 рублей, в то время как участники «Ласкового мая» получали от 30 до 50 рублей за одно выступление. Но тратить эти деньги им было некогда.

Большую часть года группа отрабатывала в среднем 5-6 концертов в день, с 10 утра и до поздней ночи. Они не пели вживую, но, по словам продюсера, мальчики отлично знали свои роли. На все прочее: развлечения в свободное время, на простое «детство» времени не было.

За каждую провинность участников группы штрафовали – бесплатной отработкой 20 концертов. Категорически нельзя было пить, курить, употреблять наркотики и заниматься сексом с фанатками.

Как много лет спустя расскажет Юрий Шатунов, в доле с продюсерами была, в том числе, директор интерната, официальный опекун Шатунова, которая в самом начале его эстрадной карьеры отняла у него паспорт под предлогом оформления документов, и заставляла работать бесплатно.

«В течение двух лет я работал на нее, пел концерты», – признался Шатунов в эфире передачи «Привет, Андрей!».

Лето 1991 года стало последним для группы. Кузнецов потребовал с Разина авторские отчисления за исполнение его песен, но получил отказ. Финансовый вопрос сильно накалил атмосферу в группе.

После того, как ее покинул Кузнецов, Разин еще пытался привлекать новых мальчиков в «Ласковый май», исполняя старые песни, но зимой из коллектива ушел ее самый «звездный» участник,

Юрий Шатунов, и довольно быстро популярность «клонированных» коллективов пошла на спад. Шатунов, которому тогда было 18 лет, переехал в Германию, чтобы учиться на звукоинженера.

Что было после

Группа распалась на пике своей популярности, успев за свою короткую жизнь продать 47 миллионов билетов. После этого распада, который совпал с распадом самого Советского Союза, бывшие артисты погрузились в депрессию и запои.

Один из солистов, Игорь Игошин, покончил жизнь самоубийством, выбросившись с четвертого этажа. Другой, Максим Сухомлинов, начал заниматься ювелирным бизнесом, но был застрелен у подъезда Шатунова в Москве и умер на его руках (по одной из версий, убийцы охотились за самим Шатуновым).

Барабанщик Сергей Серков подрабатывал грузчиком в гостинице «Славянская». Константин Пахомов, один из солистов, поет на свадьбах.

Гитарист Саша Прико играл в привокзальном кафе в Нижнем Тагиле и умер в 2020 году от рака. Сергей Кузнецов не выиграл ни одного суда за права на свои песни, болеет циррозом печени и живет на пенсию по инвалидности.

Из всех, кто имел отношение к группе, лучше всего дела шли у Юрия Шатунова. В Германии он обзавелся семьей, а в 2009 году отправился в тур по городам России с песнями «Ласкового мая».

По его словам, гастроли шли хорошо, многие шли на него «поностальгировать». В 2009 году также вышел художественный фильм «Ласковый май», якобы основанный на биографии группы.

Но Шатунов и продюсер фильма Ефим Любинский признавались, что картина далека от реальности, «реальная» история «Ласкового мая» – очень жесткая, чернушная, и на нее зритель в кинотеатры никогда не пойдет.

«Если соединить истории трех фильмов – “Терминал”, “Любовь вокруг нас” и “Знакомьтесь, Джо Блэк” – в одну, то получилась бы настоящая история группы “Ласковый май”, но, мне кажется, вряд ли у кого-нибудь это получится», – как-то сказал Шатунов.

Источник

Поделиться в соцсетях

Комментарии