Художественный фильм «Рейс 222», вышедший на экраны страны в 1985 году, стал настоящим событием в советском кинематографе. Во-первых, сюжет фильма почти документально описывал подробности международного скандала между СССР и США, который произошел в середине 1979 года.
Подобные происшествия советскими властями обычно не комментировались, и наши граждане, кто интересовался такими фактами, узнавали о них только из передач радиостанций «Голос Америки» и подобных.
Во-вторых, почти все роли в этом фильме сыграли непрофессиональные актёры. А точнее даже вообще не актёры, а обычные люди, которых помощники режиссёра находили на улице, в магазинах, на заводах, в парках и т.д.
Это было сделано специально, чтобы придать художественному фильму оттенок документальности, так как фильм рассказывал о реальных событиях и был направлен не только к советским зрителям, но и к международному сообществу.
Скандал, описанный в фильме, был связан с бегством из страны известного артиста балета, солиста Большого театра Александра Годунова. Сюжет фильма с хронологической точностью описывал все события вокруг этого инцидента, который произошел в августе 1979 года в аэропорту Нью-Йорка.
Рассказывать историю не буду, возможно, тот, кто не знает подробностей этого случая, захочет об этом узнать из фильма.
Могу лишь подтвердить достоверность всего показанного в картине, так как сам некоторым образом участвовал в процессе создания сценария, автором которого был режиссёр картины Сергей Герасимович Микаэлян.
Как и предполагалось заранее, этим фильмом заинтересовались в США и в других западных странах. И чтобы исключить возможные судебные преследования создателей картины в иностранных судах,
так как фильм был снят без разрешения главных прототипов, в картине солиста балета намеренно изобразили «известным спортсменом», а его жену — фигуристкой (в реальности она тоже была балериной).
Во всём остальном, включая второстепенных персонажей (сотрудники КГБ, пилоты, пассажиры самолёта и т.д.) фильм полностью и даже в почасовом хронометраже, соответствует той истории.
Главной целью картины было доведение до советских и западных зрителей сути произошедшего, потому что в то время об этом ходили самые разные слухи. И если в наших газетах об этом вообще ничего не писали, то в западной прессе печатались статьи, которые часто противоречили друг другу.
Подбор в фильм обычных людей с улицы, по задумке режиссёра как бы лишний раз должен был показать зрителям, что это не актёрская игра, а реальная история.
Главную роль в фильме исполнила медицинская лаборантка кардиологического центра Лариса Полякова. Среди других «актёров» были: лесоруб, водитель грузовика, инженер стройтреста, работник охраны мебельной фабрики, доцент института физкультуры.
Также в фильме участвовали: два продавца, один экскурсовод, переводчица издательства и еще множество разных людей, которые никакого отношения к кино не имели, а были отобраны по внешним данным и наличию минимальных актерских способностей.
В процессе распределения ролей многие отобранные колоритные исполнители после фотопроб не смогли пройти кинопробы. Они цепенели перед камерой, некоторые впадали в ступор и не могли сказать ни слова.
Можно догадаться, сколько нервов и сил стоили режиссёру усилия, чтобы снять художественный фильм с таким актёрским составом.
Но в итоге картина была завершена и даже заняла третье место в прокате в 1986 году, пропустив вперед только приключенческий фильм «Одиночное плавание» и захватывающий детектив «Двойной капкан».
По количеству непрофессиональный актёров этот фильм стал уникальным в советском кинематографе. В российском кино подобный художественный фильм снял режиссёр Геннадий Сидоров.
Но в его картине «Старухи», который вышел на экраны в 2003 году, главную героиню и две других роли сыграли профессиональные актёры,
при том, что в фильме снималось более двадцати человек, в основном жители реальной деревни. Поэтому фильм «Рейс 222» является по-настоящему уникальным, и, возможно, в мире у него тоже нет аналогов.
Кто заинтересовался картиной, да и самой историей бегства Годунова, легко найдёт этот фильм в интернете.
Комментарии