Был ли Деточкин в реальности, зачем Смоктуновский писал расписку, почему не сыграл Никулин. Вспоминаем «Берегись автомобиля»

Эльдар Рязанов рассказывал, что вместе с Эмилем Брагинским пытался выяснить, существовал ли прототип Деточкина в реальности.

Этот человек был настоящим Робин Гудом, отнимавшим у негодяев, обогатившихся незаконным путём, их автомобили, а всю выручку от продажи отправлял в детские дома.

Причём, эту историю Рязанов слышал в разных городах: Ленинграде, Одессе и Москве. Граждане утверждали, что всё это — чистая правда, и об этом писали в какой-то газете.

Режиссёр искал газеты и посылал запросы в милицию, но всё было тщетно. Похоже, что подобное никогда не происходило, однако, в народе родилась легенда.

Каждый, у кого нет машины, мечтает её купить, и каждый, у кого есть машина, мечтает её продать.

Была потребность в справедливости, ибо, и самое справедливое общество на свете, каким замышлялось социалистическое, а затем коммунистическое, в жизни не было идеальным.

Хитрецы и дельцы, нечистые на руку. находили лазейки и ускользали от бдительного ока стражей закона.

Поэтому и нужен был народный герой, рыцарь без страха и упрёка. Но Рязанов не захотел делать его образ классическим: ловкий, мужественный, атлетичный любимец женщин казался ему неподходящим для своего фильма.

Он хотел, чтобы Деточкин был похож на самого обычного человека. Более того, выглядел неуклюжим, застенчивым, неприметным.

Дон-Кихот, чаплиновский Чарли, князь Мышкин — это три составных источника нашего героя. Нам хотелось сделать добрую и грустную комедию о хорошем человеке, который кажется ненормальным.

Но на самом деле он нормальнее некоторых других, потому что обращает внимание на то, мимо чего мы часто проходим равнодушно (с) Рязанов

Фамилию Деточкин герой получил, потому что был большим ребёнком, бесхитростным, непосредственным и искренним.

В начале работы над сценарием авторы (Рязанов и Брагинский) ориентировались на Юрия Никулина, который выслушивал написанные куски и обсуждал с ними сюжет.

Однако, у Юрия намечались длительные гастроли с цирком за рубежом, и картину отложили на два года. А тем временем соавторы написали повесть «Угнали машину», которую выпустило издательство «Молодая гвардия».

Читайте также:  5 российских звезд, бросивших своих детей ради карьеры!

Поняв, что Никулина на главную роль заполучить не удаётся, Рязанов захотел пригласить Иннокентия Смоктуновского.

Тот болел и отказался, перепробовали несколько хороших актёров, но Рязанову никто не понравился так, как Иннокентий.

Вновь Эльдар полетел из Москвы к артисту под Ленинград, долго уговаривал и даже взял расписку:

«Я, Иннокентий Смоктуновский, обязуюсь не позже 20 августа приехать в Москву и приступить к съемкам в роли Деточкина в фильме «Берегись автомобиля»».

Инноктентий  два года не снимался, продолжая лечение своего серьёзного заболевания — туберкулёза глаз.

Детектив без погони — это как жизнь без любви

Фильм снимали в очень достоверной манере. Например, трюки исполняли без комбинированных съёмок.

Каскадёр Александр Микулин вытворял чудеса, его автомобиль, например, проскакивал под летящим на всех парах грузовиком.

Ольга Аросева закончила курсы вождения и получила профессиональные права, чтобы уверенно водить троллейбус. Только с таким условием Рязанов брал её на роль Любы, подруги Деточкина.

Понимаешь, Люба, везде понаставили капканов…

Хочется отметить, что в фильме в целом прекрасный актёрский состав. Олег Ефремов, Анатолий Папанов, Андрей Миронов, Георгий Жжёнов, Любовь Добржанская, Евгений Евстингеев.

Даже в эпизодах — актёры постфактум ставшие яркими звёздами. Донатас Банионис — пастор-покупатель, Любовь Соколова — народный судья, Вячеслав Невинный — автослесарь.

Я торгую кулубнику, выращенную своими собственными руками, а за взятки не то что зятя — родную дочь сотру в порошок!

Ефремов и Смоктуновский были драматическими актёрами, а не комедийными, поэтому в их исполнении нет эксцентрики, и комедия обрела глубину. А Миронов и Папанов наслаждались своими комедийными ролями.

Рязанов даже решил, что Папанов переигрывает, и хотел переснять все сцены с ним! Вот какой был в то время перфекционистский подход к своей работе. Правда, времени не хватило, пришлось сдавать картину с какими есть Папановым.

Тебя посодют, а ты не воруй!

Источник

Поделиться в соцсетях

Комментарии